Эх, дороги…

Или критическое влияние комплексной транспортной системы на развитие внутреннего туризма в Казахстане и регионе.

Я люблю путешествовать. А кто не любит, правда?

Это же бесценно – возможность расширить свои границы, во всех смыслах. В пути невольно открываются источники сил, вдохновения, творчества. Возможно потому, что непрерывно изменяющаяся среда не даёт застыть в голове ни одной мысли, «тренирует» и закаляет. Однажды в пути сами написались строчки:

В состоянии дороги –

Не уже и не ещё…

Притязательны и строги

Горно-зимние ландшафты.

Повороты, панорамы

Принимаю на свой счёт.

Свет небесной амальгамы…

Стаи мото-вело-авто…

Под прицелом объектива –

Хвойно-лиственный пейзаж.

Ручейковый, поселковый,

Горно-скальный, пасторальный.

Зимний лес сменил уныло

Свой сезонный камуфляж.

И дорога обретает

новизну и свойства дальней.

Нет прошедших разночтений,

Нет грядущей суеты.

Календарь завис в пространстве,

Обессмыслен, обесточен.

Есть сюжет. Почти весенний.

Есть дорога, мир и ты.

Есть герои Сказки странствий,

Вечной, мудрой. Многоточье…

Так вот, что я хочу сказать-то.

Езжу я по Казахстанским дорогам, преимущественно направлениями Астана – Павлодар – ВКО. Развиваю внутренний туризм, как могу, на отдельно взятом фланге. Дело своё люблю и не брошу. Но. Я всегда смотрю глазами туристов на весь процесс, наблюдаю реакцию и совершенствую, так сказать, турпродукт. Что касается оказания услуг по месту отдыха, то этот механизм — саморегулирующийся, на него влияют, собственно, сами туристы, формируя и спрос, и ответное предложение. А вот дороги!!!

У меня за 15 лет сформировалось устойчивое ощущение, что наши автодороги – это из сферы непознанного, мистического. Они ВСЕГДА ремонтируются. Но никто не видел их отремонтированными. Они ВСЕГДА небезопасны. Но расширить на две дополнительных полосы – это нечто запредельное. Они управляются неведомыми науке силами, которые сами не ездят по ним. А если и ездят, то, таинственным образом, не испытывают в пути голода, жажды, и остальных не менее важных потребностей мирян. Иначе чем объяснить рвущее душу зрелище санитарно-гигиенических и иных вместилищ придорожного сервиса? При этом стоимость услуг перевозки растёт неумолимо. Разве не мистика? Или давайте уже расколдуем их? Порчу снимем? Заклинания, произносимые на разного рода заседаниях и он-лайн конференциях, помогают, видимо, не очень. Куда же вознести молитву? Боги-покровители туристов, поверните к нам свои светлые лики!

Ведь что такое дорога? Трасса + сервис + транспорт. Состояние всех трёх слагаемых в сумме даёт представление обо всём кластере. В нашем случае турист получает возможность повысить свою самооценку, героически преодолев все трудности пути. И приехать на отдых покрытым слоем пыли и облаком запахов, со слабым пульсом, жидким стулом и отбитой нижней чакрой, но несломленным. Вот он, образ нашего сурового внутреннего туриста: отдых, несмотря ни на что! И даже ценой потерянного времени, денег и здоровья. С иностранцами сложнее. Они же – как дети. Удивляются, болезные, такому коллективному мазохизму, но, не имея выбора, принимают наши правила. Сразу после решения, что они больше не будут выбирать это направление для посещения. Даже если на месте их ждёт роскошный сервис. Ведь ещё обратно ехать – и это впечатление поставит точку.

Я, конечно, люблю показывать людям натуральные красоты там, далеко, но, из патриотических соображений считаю, что Павлодару и области в этом отношении критически необходимо взять на себя роль локомотива. Из Астаны всё начинается красиво и благополучно, но далее на юго-восток приметы цивилизации постепенно угасают, где-то в горах Алтая сходя на нет. Наши транзитные участки трассы могли бы стать визиткой области, а там, глядишь, и соседи – почешут в затылке, да и сделают не хуже.

Кстати, о локомотивах. Конечно, тоже из области необъяснимого.

Боги-покровители железных дорог – суровы и беспощадны. Это доказанный факт. Мы, жалкие существа, созданы только для обоснования добавленной стоимости. Но ни в коем случае не для получения качественных услуг. Мы и не индивидуумы даже, а пассажиропоток. Зачем в таком случае спрашивать нас, удобно ли расписание, хватит ли билетов и не высоковата ли цена? Я уж не вдаюсь в тонкости, когда турист со 150-литровым рюкзаком и лыжами в Тальго чувствует себя инопланетянином, чужим, его здесь не ждали и не рассчитывали конструкцию купе на его потребности и габариты. Ажиотаж с билетами порой напоминает коллапс. Спрос превышает предложение раза в два, а в сезон и праздники билетов на группу не купить уже за месяц.

Маленький такой коллапс в отдельно взятой группе. Подумаешь, 14-ти человекам не повезло? Если сильно надо – найдут, как добраться. Думаете, они захотят ещё раз поехать? Увы. При этом стоимость билетов с 1 января выросла в два раза. И теперь – как в песне: «..Нам любые дороги доро-о-ги..». Значительной части наших сограждан путешествия просто стали менее доступны. Сайт КТЖ работает «с нагрузкой», о возврате билетов умолчим. Рейс на восток по-прежнему идёт по старой ветке, с заходом в Россию. Разумеется, это повышает стоимость билетов, время в пути, обязывает (дважды!) к прохождению пограничного контроля и закрывает иностранцам доступ в регион без транзитной визы. Просто прелесть! Welcome to Kazakhstan!

Выводы?

Какое чудо должно произойти, чтобы изменить этот статус логистикус? Или, скорее, статус обструкциус?

Честно, затрудняюсь назвать решение. Скинуться всем неравнодушным и купить поезд? Или самолёт? Найти иностранного инвестора, чтобы он построил приличные туалеты? Обязать всех «придорожных» предпринимателей создавать за свой счёт оазисы для путников, притом бесплатные и соответствующие всем мыслимым нормам и стандартам? Конечно, абсурд! Но, господа любезные, не будет никакого внутреннего и въездного туризма, тем более потока, пока в транспортной системе не будет порядка! Будет вялотекущий ручеёк «одноразовых» туристов, которые по возвращении постараются забыть поездку, как сон.

Наверняка, решение есть. Как-то же это работает в сопредельном и дальнем зарубежье! И нет объективных причин, чтобы этот опыт невозможно было применять у нас. Если, разумеется, цели ставить именно такие.

(В этом месте читатель должен горько всплакнуть, глубоко вздохнуть… и всё равно решить поехать в путешествие по северо-востоку Казахстана. Потому что это прекрасно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *